- Почему важно правильно хранить шины
- Условия хранения покрышек
- Особенности летних и зимних шин
- Подготовка поверхности покрышек к хранению
- Хранение без дисков
- Хранение на дисках
- Хранение на автомобиле
- Складское хранение резины
- Где не стоит хранить шины
- Сроки хранения автомобильной резины
- Что сокращает срок годности шины
- Популярные вопросы и ответы
- Сколько можно хранить шины?
- Чем обработать шины перед хранением?
- Можно ли хранить шины в пакетах?
- Как нельзя хранить шины?
- Как хранить шины на дисках?
- Как понять, что резину пора менять
Почему важно правильно хранить шины
Для безопасного и комфортного передвижения на автомобиле нужно позаботиться о приобретении качественной резины, соответствующей сезону. Также необходимо знать, как грамотно хранить неиспользуемые шины. Важно найти подходящее помещение: для резины с дисками и без дисков требуются разные условия.
Если хранить покрышки ненадлежащим образом, они деформируются. Это приведет к следующим проблемам:
- шину будет трудно надеть на диск;
- нарушится герметичность посадки резины на диск, в результате не получится накачать колесо;
- колесо нельзя будет отбалансировать;
- образуются микротрещины, из-за чего уменьшится прочность.
Условия хранения покрышек
Хранение шин без дисков предусматривает создание комфортных условий, предупреждающих разрушение резины. Поэтому необходимо в местах, приспособленных для хранения обеспечить стабильный микроклимат.
Негативное влияние на материал оказывают следующие факторы, провоцирующие ранее старение покрышек, что наглядно прослеживается по таблице:
Фактор | Негативное воздействие |
Нестабильные показатели температурного режима | Резкий перепад температурных показателей, даже если они не превышают допустимых значений становятся причиной старения резины. Возникает риск снижения эластичности материала, деформации шин, образования на них микротрещин. |
Наличие в помещении обогревательных приборов | Стеллажи для покрышек рекомендуется располагать на расстоянии 1 м от них. В обратном случае это приведет к пересыханию резины. |
Ультрафиолетовые лучи | Попадание ультрафиолета на покрышки становится причиной старения эластомера. |
Повышенная влажность/сухость | Превышение допустимых норм негативно влияет на эластичность материала. В излишне сухом помещении резина трескается, при избытке влаги стремительно развиваются грибки. |
Агрессивные вещества | Присутствие в помещении бензина, смазочных масел, дизельного топлива провоцируют вероятность растворения компонентов резины. Щелочи, кислоты и промышленные растворители также губительны для материала. |
Оптимальные показатели влажности составляют 50 – 65 %. Если в помещении отсутствует вентиляция, его необходимо регулярно проветривать.
Особенности летних и зимних шин
Чтобы ответить на вопрос, как правильно хранить шины, нужно иметь в виду, что сезонные модели имеют свои особенности.
Зимние, как более эластичные, лучше переносят холода, но плохо воспринимают жару. Если их правильно хранить, то без эксплуатации они сохранят свои полезные свойства в течение семи лет.
Летняя резина тверже и комфортнее себя чувствуют в тепле, но быстро разрушаются на холоде. Она держится намного дольше, чем зимний вариант, но даже у нее срок хранения не может превышать десяти лет.
Однако крайние температуры или их резкие перепады, а также ультрафиолетовое излучение негативно воздействуют на состав резины тех и других, ведут к расслоению и образованию микротрещин.
Подготовка поверхности покрышек к хранению
Перед отправкой на хранение колеса необходимо очистить от загрязнений. Прежде всего, удалить с поверхности покрышек возможные следы нефтепродуктов, очистить протектор от застрявших мелкий фракций камней, промыть от пыли. Далее перейти к консервации: хорошо высушить резину и обработать консервирующим составом. Пользоваться составом следует точно по инструкции производителя. В домашних условиях как средство консервации рекомендуется силикон или обработка резины раствором глицерина.
Хранение без дисков
Если у вас всего один комплект дисков, то резину, естественно, придётся складывать без них. В этом случае шины должны стоять на ребре (протекторе). Хранить их лёжа или в подвешенном состоянии не рекомендуется, так как это приведёт к деформации боковин.
В более свежем российском ГОСТе 2010 года есть уточнение, что покрышки шириной до 205 мм вполне можно хранить штабелями, но высота стопки не должна быть выше двух метров.
Если есть такая возможность, то лучше поставить их на стеллаж, поперечины которого собраны из труб. Так покрышки не укатятся, а сглаженные грани не будут давить на протектор. Каждые три месяца их стоит слегка поворачивать, меняя точку опоры.
Хранение на дисках
Рекомендации для складирования колёс в сборе прямо противоположные. Их нельзя ставить вертикально. Рекомендуется хранение в горизонтальном положении. То есть колёса можно просто-напросто сложить друг на друга. Но более правильным считается подвешивание на крюках или петлях, что полностью исключает нагрузку на резину. Также желательно немного снизить давление. Оставляйте не менее одной атмосферы, хотя встречаются и более радикальные советы, в которых говорится о 0.5.
Хранение на автомобиле
Хранить покрышки на автомобиле можно, если тот не используется в течение зимы. Здесь снова лучше всего остановиться на теплом и сухом гараже, который регулярно проветривается. Чтобы минимизировать деформацию колес, придется подставить под них специальные подпорки – тогда вес машины частично перейдет на них. Шины рекомендуется закрыть плотным, но продуваемым материалам и раз в один месяц прокручивать на 45о.
Складское хранение резины
Автомобилист может сдать шины и колеса на сезонное складское хранение, где будут соблюдаться все правила. В Москве такую услугу оказывают многие шинные и сервисные центры. Более того, большинство из них готовы приехать и забрать шины на консервацию сами. При этом не стоит забывать составить с компанией, предоставляющей услуги, необходимый договор. Цены на хранение шин в Москве стартуют примерно от 3000 руб. за сезон.
Где не стоит хранить шины
Настоятельно не рекомендуется оставлять покрышки в общественных местах, например коридорах. лестничных клетках или чердаках. Во-первых, такой метод хранения противоречит правилам пожарной безопасности. Кроме этого, складирование шин в этих местах вряд ли понравится соседям и, скорее всего, приведет к конфликтной ситуации. Также не стоит оставлять покрышки непосредственно в квартире. Нужно помнить, что резина во время хранения выделяет ядовитый фенол и неприятный характерный запах.
Сроки хранения автомобильной резины
Производители не устанавливают четких сроков пригодности шин, обозначая их, в зависимости от условий эксплуатации, от 3 до 10 лет.
Испытания подтверждают, что старение резины происходит преимущественно под влиянием ультрафиолетовых лучей и колебаний температуры, поэтому шины на хранении дольше сохраняют пригодность.
При условии содержания в сухом темном месте шина резина начинает стареть только с началом пробега. Автомобильная резина состоит из смеси натурального или синтетического каучука с комбинацией смол и масел, технического углерода (сажи), кремния. Добавки натуральных веществ поддерживают необходимые во время движения свойства шины. Каждый из перечисленных компонентов и конструкция покрышки в целом подвержены физическому старению. Правильный уход за поверхностью продлевает срок ее эксплуатации. Соответствие резины заявленным характеристикам гарантировано на протяжении 3-5 лет, после чего качество резины может постепенно снижаться в течение последующих 3-4 лет.
ВАЖНО! ГОСТ РФ не рекомендует использовать авторезину возрастом более 5-7 лет из соображений безопасности, независимо от того, находились они в эксплуатации или на хранении.
Что сокращает срок годности шины
Началом эксплуатации резины считается день установки на диск, тогда начинают действовать нагрузки, свойственные функционалу. Сколько служат шины, зависит от многих внешних факторов, в числе которых:
- качество резины, комбинация компонентов в составе и соблюдение технологии при ее изготовлении
- состояние дорог, одна из главнейших причин повреждения и преждевременного износа покрышек
- размеры, низкопрофильная шина получает микроповреждения, соприкасаясь с диском на неровных поверхностях
- ресурс шины зависит от грузоподъемности автомобиля и пробега
- частота использования покрышек и средняя дальность поездок
- стиль вождения, резкие торможения или старты сильно влияют на состояние резины, независимо от качества.
Из соображений собственной безопасности не следует слишком доверять справочным данным. Намного важнее регулярно обследовать фактическое состояние резины, особенно перед началом сезона, чтобы решить вопрос о ее безопасной эксплуатации и соответствие гарантиям производителя. Средний период эксплуатации покрышек 4-5 сезонов, у зимних может быть дольше.
Следует начать с замера износа, минимальная глубина протектора летних шин 1,6 мм, зимних – 4 мм. При сопоставлении показателя износа и DOT сформируется представление о состоянии резины. Эксплуатационные качества теряются из-за попадания реагентов в микротрещины, дырки от выпавших шипов, разрушая слои резины и каркас. Микротрещины незаметны невооруженным глазом, а могут оказать более сильное влияние на безопасность движения, чем явно видимый прокол. При покупке шины б/у ее необходимо проверить на шиномонтаже, далее в ходе использования регулярно измерять давление, нет ли утечек воздуха.
Самый важный фактор использования шины работает всегда – любая покрышка подлежит замене по желанию водителя. За цифрами не забываем, что важно при увеличении технических возможностей покрышки, влиянии износа протектора на общие характеристики движения автомобиля – курсовая устойчивость на мокром и сухом покрытии, управляемость при выполнении поворотов, работа под расчетной нагрузкой. Добиться от шины постепенного равномерного износа важно для гарантий безопасности при перевозках пассажиров, грузов, самого водителя.
Популярные вопросы и ответы
Вместе с экспертом мы подготовили ответы на самые часто задаваемые вопросы от читателей о том, как правильно хранить шины.
Сколько можно хранить шины?
Производители практически никогда не называют конкретных сроков хранения шин. 2-3 года спокойно пролежит покрышка любой фирмы. При правильных условиях резина не теряет эластичность по 7-10 лет. Но многое зависит от изначального качества колеса. Чем лучше химический состав, тем дольше срок годности.
— Перед покупкой шины, если она выпущена несколько лет назад, нужно оценить внешнее состояние: нет ли на ней небольших трещинок, не потеряла ли она эластичность и не поменяла ли цвет (резина с возрастом становится белесой), — посоветовала Магаюмова.
Чем обработать шины перед хранением?
По интернету ходят байки, что спреи с чернением шин помогают сохранить резину. Ольга Магаюмова уверяет, что все это маркетинговые уловки.
— Ничто не сохранит шину лучше, чем темнота, сухость и прохлада. Да, иногда покрышки покрывают тальком или силиконом, но это делается только для того, чтобы они не слипались на складе, — объяснила ученая.
Можно ли хранить шины в пакетах?
Можно и даже нужно. Темный плотный пластик уменьшает воздействие атмосферы. На солнце из кислорода выделяется озон, разрушающий резиновый состав. Пакет от этого частично защищает. Кроме этого, в пакете колеса меньше пачкают все, что рядом.
Как нельзя хранить шины?
Эксперты советуют беречь шины на хранении от нескольких вещей:
· От прямых солнечных лучей — они ускоряют испарение резиновых компонентов, приводя к дубению покрышки.
· Лучше держать колеса подальше от источников тепла — неравномерный нагрев способен изменить геометрию резины.
· Берегите шины от химикатов, растворителей, топлива, масла, краски, кислоты, дезинфицирующих средств. Вся эта химия способна серьезно навредить резине.
Как хранить шины на дисках?
Только горизонтальной стопкой. Так диски опираются друг на друга, не давая резине деформироваться. Если колеса держать вертикально, то покрышки под собственным весом начинают терять правильную геометрию.
Как понять, что резину пора менять
Покрышки автомобиля — расходный материал. Кроме замены по сезону их важно обновлять, как только они износятся или будут серьезно повреждены.
Когда шина изношена. У каждой автомобильной покрышки есть индикатор износа — специальная перемычка между островками протектора. Как только протектор сотрется и совпадет по уровню хотя бы с одной из индикаторных перемычек, покрышку пора менять. Такая шина опасна, особенно на мокрой поверхности.
Недостаточно высокий протектор плохо отводит воду из пятна контакта покрышки с дорожным полотном. Там, где на новых шинах можно уверенно ехать 70—80 км/ч, на изношенных шинах можно потерять контроль над автомобилем уже на скорости 55—60 км/ч.
Индикаторная перемычка на покрышке, которая прошла полтора сезона
Некоторые производители наносят свои индикаторы износа в дополнение к стандартным. Например, на шинах «Нокиан» посередине протектора прорезают цифры: чем больше число, тем глубже прорезь.
На относительно новой покрышке будет много цифр, на изношенной останется одна или две — остальные сотрутся. На боковину шины «Континенталь» наносят каплю с крестом. Как только он сотрется до половины, шину следует считать изношенной и менять. Но все это скорее исключения — на большинстве шин нет таких индикаторов.
Износ может быть неравномерным. Если шину перекачивали, будет стерта центральная часть протектора. Если давление в шине было слишком низким, она будет относительно свежей, а боковые части протектора будут изношены.
Нестандартные индикаторы износа. Слева направо: «Нокиан» с цифрами — летняя и зимняя, «Континенталь» летняя — с каплей и крестом
Шина, которую перекачивали: износ на центральной части протектора намного сильнее
Еще бывает такое, что изнашивается либо внутренняя, либо внешняя сторона протектора на одном колесе. Это значит, что нарушен развал — угол положения колеса относительно вертикальной плоскости. В таком случае важно записаться на развал-схождение — это услуга, в процессе которой регулируют углы установки колес.
Случается, что углы положения колес не отрегулировать. Например, если машина побывала в серьезном ДТП и у нее деформированы силовые части кузова или детали подвески. В таком случае придется устранить эти неисправности, а потом заехать на стенд развала-схождения еще раз.
Пилообразный, или гребенчатый, износ встречается на зимней резине, если нарушено схождение — угол положения колеса в горизонтальной плоскости. Запишитесь на развал-схождение, чтобы на новой покрышке не появился такой же износ.
Неравномерный износ протектора. Покрышка стояла на колесе с неотрегулированным развалом
Гребневидный износ протектора.
Когда шина повреждена и это заметно. Шину достаточно просто повредить: порезать боковину, напороться на кусок арматуры или получить удар, на месте которого вылезет грыжа. Все повреждения боковины — веская причина купить новую шину: ремонт будет дорогим и малоэффективным. Повреждения рабочей части шины — протектора — менее критичны.
Когда повреждения есть, но их не видно. Скрытое повреждение может появиться с обратной стороны колеса. Например, водитель поймал яму, почувствовал хороший удар, вышел, увидел, что все в порядке, и поехал дальше. А с обратной стороны вырвало кусок резины и стал виден корд — металлический каркас шины. Такие повреждения находят только при осмотре ходовой или на шиномонтаже, и это плохо: они могут стать причиной ДТП или серьезных повреждений автомобиля.
Срок эксплуатации автомобильной резины. Рекомендованный большинством производителей срок эксплуатации шин — пять лет, но это не значит, что на шестой год ими нельзя пользоваться. Срок годности не ограничен никакими документами.
52900-2007ГОСТ Р
Производители шин по-разному оценивают эксплуатационные сроки шин. Самое подробное объяснение предоставила компания «Нокиан»: «Срок службы шин не определяется законом, однако шины можно считать новыми, только если они были изготовлены в течение последних пяти лет. Рекомендуемый срок службы шин — 6 лет, а максимальный — 10 лет. Потом шина теряет потребительские свойства: ухудшается сцепление с дорогой, может появиться вибрация на кузов или руль».
5 лет-срок службы шин, рекомендуемый большинством производителей
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-khranit-shiny-bez-diskov/
- https://yborka.online/hranenie-i-uhod/rezina/kak-hranit-shiny-bez-diskov
- https://BlackTyres.ru/informaciya/informatsija-o-shinah/kak-hranit-shiny/
- https://4kolesa.online/blog/shiny/kak-hranit-shiny-na-diskah-i-bez-diskov/
- https://kolesa.kz/content/articles/hranenie-shin-kak-pravilno/
- https://www.autonews.ru/news/616e809a9a79474ad38e2b84
- https://4kolesa.online/blog/shiny/suschestvuet-li-standartnyy-srok-sluzhby-shin-avtomobilya/
- https://www.kp.ru/expert/avto/kak-khranit-shiny-bez-diskov/
- https://journal.tinkoff.ru/guide/rezina/
Как вам статья?